Мероприятие по теме маркировки впервые проходило в формате Прямой линии и охватило все субъекты Российской Федерации. Представители Правительства, Минпромторга России, Минздрава России, Росздравнадзора и оператора государственной информационной системы ЦРПТ в прямом эфире ответили на все вопросы. Активное участие принимали представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, предприниматели, бизнес-сообщества и общественные организации. К мероприятию присоединились более 12,7 тысячи слушателей. Вопросы как задавались в прямом эфире, так присылались заранее.

За пять с половиной часов Прямой линии были даны ответы на 140 вопросов. 50% вопросов касались лекарств, 30% – обуви, 20% – табачных изделий. Наибольшую активность проявили непосредственно предприниматели в этих отраслях, в первую очередь представители розничной торговли (магазины и аптеки). Основные вопросы участников касались подключения к системе малого бизнеса, медорганизаций, фельдшерско-акушерских пунктов; созданных специально для этих категорий решений, упрощающих работу в системе; сервиса бесплатного электронного документооборота; взаимодействия между участниками товарной цепи («производитель-опт-розница») после 1 июля и деталей процессов; работы компаний в удаленных местностях; онлайн-касс и устройств «регистраторы выбытия», необходимых для работы с маркированными лекарствами; интеграции в национальный каталог товаров; ответственности и санкций для организаций, которые продолжат работать в серой зоне после ввода обязательной маркировки.

Я бы хотел поблагодарить Минпромторг и частного партнера за ту титаническую работу, которая была проделана. С 1 июля по лекарственным средствам, обуви и табаку маркировка вводится в обязательном порядке. Следующие товарные группы, по которым уже принято решение Правительства, также стартуют в соответствии с утвержденными сроками. Правительство тщательно контролирует эту работу, проводит все необходимые мероприятия. Делаются регулярные доклады и председателю Правительства, и руководителю аппарата Правительства, который эту тему держит на постоянном личном контроле. По результатам того, что мы видим, мы понимаем, что никаких объективных предпосылок, чтобы переносить сроки маркировки, нет. Это общая позиция Правительства. Более того, мы эту позицию транслировали депутатам Государственной Думы. Депутаты согласились с нами. Нам сейчас предстоит большая совместная работа по тонкой настройке, отладке каких-то механизмов, но это, подчеркну, только отладка и никоим образом не повод, чтобы поднимать вопрос о переносе сроков. Резюмируя, скажу: маркировке быть 

— подчеркнул заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Алексей Уваров, подчеркнув, что объективных предпосылок переносить сроки введения маркировки нет.

Задача маркировки как государственной системы — улучшить конкурентное положение добросовестного бизнеса, тех, кто работает в соответствии с законодательством, и тех, кто ищет новые точки роста, повышения эффективности. Еще один важный момент с точки зрения контрольно-надзорной деятельности — это снижение административной нагрузки на участников рынка. Участие в системе является дополнительным критерием добросовестности и предполагает снижение количества проверок со стороны контрольных органов. Мы сегодня создаем целый сегмент цифровой экономики. Мы рассматриваем маркировку в России как национальный проект, уже говорим о переходе на электронный документооборот. Это создание огромных верифицированных, точных, а не примерных массивов больших данных. Это важно и для государства, и для бизнеса. Это действительно прорывная история. В этой сфере мы первопроходцы: ни в одной стране мира цифровая маркировка не введена в таком масштабе 

— заявил статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.

В ходе мероприятия отмечалось, что система маркировки призвана улучшить конкурентное положение добросовестных участников оборота, повысить эффективность работы и предоставить им новые точки роста. Система маркировки также является сегментом цифровой экономики и обеспечивает развитие смежных отраслей, среди которых производство отечественного оборудование и развитие IT-сервисов.

Государственная информационная система маркировки создается для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту продукции. Помимо лекарств, табачных изделий и обуви в дальнейшем она станет обязательной для духов и туалетной воды, шин и покрышек, фотокамер, отдельных товаров легкой промышленности. Также проводятся эксперименты по маркировке молочной продукции и упакованной питьевой воды. В настоящее время участниками системы являются более 220 тысяч компаний, промаркировано более 14 миллиардов товаров. Помимо самой маркировки и прослеживания в России создается система общественного контроля в масштабах всей страны. С помощью мобильного приложения «Честный знак» каждый человек сможет самостоятельно проверить товар и в случае выявления нелегальной продукции подать жалобу прямо из приложения. Система создается для повышения безопасности и защиты здоровья населения.У людей формируется новая потребительская привычка – сканировать товары перед покупкой. Одновременно это повышает эффективность контрольно-надзорной деятельности за счет расширения географии и частоты проверок, а также за счет геймификации процесса. На сегодняшний приложение установило 750 тыс человек, проверено 6,5 миллионов товаров.

Проект реализуется без привлечения бюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства. Полномочия оператора системы закреплены за частным партнером «Оператором-ЦРПТ».