Важным элементом системы вузовского образования является система наставничества. Наставником или ментором студента может стать, например, выпускник университета, который представляет крупную компанию города, края или области, где находится вуз. О наставнической работе в высших учебных заведениях страны рассказываем в нашей подборке. 

Тульский государственный университет 

Потенциальные работодатели выпускников ТулГУ внедряют программы наставничества с целью поиска и поддержки талантов, подготовки кадров к решению реальных производственных задач.

Ряд курсов организован крупнейшими предприятиями оборонной промышленности Тульской области. В вузе реализуются как отдельные курсы, так и производственные модули в рамках университетских дисциплин. Часть занятий проходит на территории предприятий.

Ведущие предприятия ОПК региона ежегодно проводят отбор талантливых студентов, которым назначаются именные стипендии. С этими ребятами работают представители предприятий, приглашают их принять участие в совместных проектах. 

Система наставничества активно развивается в сфере информационных технологий. IT-компании региона, многими из которых руководят выпускники ТулГУ, организуют для студентов курсы, которые встраиваются в расписание учебных занятий. Так, компания Smartech запустила курс лекций по мобильным разработкам, дополнительные курсы по C++ и Xamarin, а компания SENLA проводит регулярные занятия по Java.

«Банковская школа» – совместный проект Тульского университета с банком ВТБ. В течение одного семестра на базе вуза проводятся специализированные занятия, по итогам которых слушатели проходят тестирование. В случае успешной сдачи студентов приглашают к постоянному сотрудничеству. 

Похожий проект ТулГУ реализует совместно с «Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг». Специалисты МФЦ проводят регулярные занятия и приглашают студентов на стажировки. Отдельный курс для студентов направления «Юриспруденция» организован Следственным управлением Следственного комитета России по Тульской области. 

«Система наставничества на традиционных тульских производствах существовала всегда, и сегодня она переживает определенный ренессанс. Активно включаются в эту работу и новые компании, предлагая оригинальные подходы к подготовке студентов. С каждым работодателем мы обсуждаем конкретные проекты, которые воплощаются во взаимовыгодное сотрудничество: выпускник находит интересную работу по своей специальности, а партнер вуза получает грамотного мотивированного специалиста, базовые знания которого подкреплены опытом наставника», – прокомментировал проректор ТулГУ Эдуард Темнов.

Воронежский государственный технический университет

В ВГТУ успешно функционирует Центр развития талантливой молодежи, созданный в 2017 году как один из стратегических проектов вуза. В настоящее время им руководит доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики Анна Воротынцева.

Наставническую работу со студентами ведут выпускники вуза разных лет: генеральный директор компании «Союзспецстрой» Сергей Будасов, заместитель генерального директора по экономике и финансам «РЖДстроя» Вячеслав Власенко, заместитель генерального директора инжиниринговой компании «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ» Андрей Паненков и многие другие.

«Наставничество играет важную роль в формировании квалифицированных кадров, – подчеркивает проректор по воспитательной работе Антон Ходунов. – Перед вузом стоит ряд задач, в числе которых – соотнесение учебной программы с запросами работодателей. Благодаря наставничеству эта задача может быть успешно решена. С помощью наставника студенты четко понимают свои таланты, и где они могут их применить, учатся оптимизировать свои ресурсы и начинают движение по карьерной лестнице осознанно, с более высоким уровнем мотивации».

Обучающиеся вуза проходят практику на базе предприятий и пишут выпускные квалификационные работы по темам, рекомендованным работодателем. Например, по заказу АО «Союзспецстрой» проектная команда производит детальное изучение и оценку эффективности применения в качестве дорожного покрытия бетонных смесей. Результаты их работы представлены на Всероссийских конференциях. Два года подряд участники команды становятся призерами студенческого форума «Инженерные кадры – будущее инновационной экономики России». 

Пензенский государственный университет

С 2019 года вуз реализует совместный с группой компаний «Дионис» проект по подготовке профессиональных кадров по маркетингу и торговому делу. Проект предусматривает проведение гостевых лекций и встреч ведущих специалистов компании со студентами экономических специальностей ПГУ, организацию стажировок и практик студентов по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Торговое дело» на предприятиях ГК «Дионис».

Абитуриентам, поступающим на эти направления подготовки, предоставляется возможность полной или частичной компенсации стоимости обучения в ПГУ за счет грантов и стипендий группы компаний, а также в счет последующего трудоустройства. 

«Подготовка профессиональных кадров – это дорога с двусторонним движением. Участниками должен быть как вуз, так и работодатель», – считает ректор ПГУ Александр Гуляков. По его словам, наставничество со стороны компаний-работодателей в процессе обучения позволит не только сформировать наиболее актуальные профессиональные компетенции, но и позволит погрузить студента в корпоративную культуру еще до непосредственного трудоустройства.  

Северо-Кавказский федеральный университет

В СКФУ реализуются две программы комплексного развития наставничества. В рамках проекта «Н-12» для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры создана внутривузовская сеть дополнительного обучения профессиональным и деловым навыкам, основам управления и документооборота. 

«Этот проект направлен на повышение эффективности системы трудоустройства студентов, – отметил руководитель центра развития карьеры Дмитрий Бондарев. –  Многие участники по итогам проекта получили работу, трое обучающихся теперь являются сотрудниками СКФУ. Программа позволяет развивать надпрофессиональные навыки. Студенты приобрели ценный опыт взаимодействия со специалистами, который смогут применить на практике в разных сферах. Мы планируем продолжить реализацию проекта в следующем учебном году». 

В федеральном вузе действует корпус наставников «Н-11». В рамках проекта опытные студенты помогают первокурсникам всех направлений подготовки адаптироваться к учебе в университете. В числе наставников 246 обучающихся. В течение года они помогают своим подопечным адаптироваться к учебному процессу и особенностям общественной жизни в вузе, а также наладить взаимодействие с преподавателями и

одногрупниками.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

В ЧувГУ сложилась эффективная система подготовки инженеров совместно с предприятиями электротехнического кластера. 

«На производствах организованы базовые кафедры, созданы учебно-лабораторные комплексы, оснащенные новейшим оборудованием предприятий-партнеров, лучшие специалисты которых проводят спецкурсы, руководят выпускными квалификационными работами и участвуют в разработке образовательных программ. Потребность в выстраивании индивидуальной образовательной траектории обучающихся с каждым годом возрастает, поскольку запросы индустриальных партнеров меняются в связи со стремительным развитием технологий. На наш взгляд, удовлетворить потребности работодателей и студентов реально, увеличивая объем практических занятий на площадках работодателей», – прокомментировал ректор университета Андрей Александров.

В вузе организована совместная с предприятием электротехнического рынка России «НПП «Каскад» научно-исследовательская лаборатория электро-, радио- и оптических измерений, где проводятся совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Учебная лаборатория «Цифровая подстанция» – первая в России лаборатория промышленного цифрового оборудования и технологий для электрических подстанций – создана благодаря помощи партнера вуза «НПП «Экра». Она представляет собой смоделированную копию-тренажер реально действующей в России цифровой подстанции «Медведевская» (Сколково). Лаборатория предназначена для решения исследовательских задач по информационной защите в цифровых подстанциях.

В 2014 году была создана уникальная в России лаборатория для математического моделирования процессов в энергосистеме в реальном времени. Ее создание было поддержано научно-производственным предприятием «Динамика» и ОАО «ВНИИР» в рамках программы «Кадры для регионов». 

Помимо этого, в ЧувГУ имени И.Н. Ульянова действует программа совместной подготовки кадров для ОПК. За 4 года реализации этой программы разработан 31 индивидуальный проект – образовательные модули для решения высокотехнологичных актуальных задач на производстве, по которым обучаются и проходят практику в исследовательских, конструкторских и технологических подразделениях предприятий-партнеров 94 студента-целевика.

Дата публикации: 10.07.2020 07:59
Дата последнего изменения: 10.07.2020 07:59