Результаты научного изыскания ученых Донского государственного технического университета станут отправной точкой для разработки новых методов диагностики кариеса.

Научный коллектив ДГТУ под руководством профессора Сиднейского университета, руководителя лаборатории механики биосовместимых материалов ДГТУ Майкла Свэйна провел всестороннее исследование здоровых верхнечелюстных молярных зубов с четко видимой областью поражения – на стадии белого пятна. Кариес в стадии белого пятна – это начальная стадия кариеса зубов, которая заключается в появлении на зубной эмали очагов деминерализации в виде белых пятен, при этом структура эмали не нарушена, т. е. кариозная полость отсутствует.

Объединив методы электронной микроскопии, рентгеновской микротомографии, атомно-силовой микроскопии, наноиндентирования и спектрометрии, ученые проследили, как на механическое поведение твердых тканей влияет химический состав, объемная структура и насыщенность жидкостью. Такой синтез позволил проследить эволюцию кариозного заболевания на самом раннем этапе и с предельной точностью определить, какие зоны затронуты заболеванием. В результате исследований выяснилось, что кариес в стадии белого пятна вызывает серьезные изменения не только визуально пораженной эмали, но и визуально неповрежденных эмали и дентина —  основной твердой ткани зуба, расположенной в коронковой части под эмалью.

«Мы установили закономерности изменения механических и плотностных характеристик зубной ткани при кариозном заболевании. Так, если минерализация эмали снижается на 10%, то ее механические свойства ухудшаются почти в 10 раз. Эти результаты имеют исключительную важность для стоматологии и могут стать заделом для разработки новых методов и приборов диагностики кариеса на более ранних этапах, в отличие от той, что проводится сейчас», – рассказал старший научный сотрудник лаборатории механики биосовместимых материалов ДГТУ Борис Митрин.

Ученые разработали математическую модель распределения механических напряжений в фиссурах – естественных неровностях на поверхности зуба. Данная модель представляет попытку обосновать причины и закономерности развития кариеса, разрушения зуба и установить возможные меры по их предотвращению.

Исследования велись совместно с учеными Стоматологической поликлиники Ростова-на-Дону и кафедры стоматологии № 2 Ростовского государственного медицинского университета.

Сейчас ученые приступили к исследованию механических свойств зуба, пораженного кариесом в более глубокой стадии – стадии коричневого пятна. В перспективе полученные результаты могут быть использованы при создании биосовместимых материалов, необходимых для зубного протезирования.

СПРАВОЧНО:

Исследования проводились в рамках мегагранта Правительства Российской Федерации «Биомеханика тканей полости рта и глазного яблока и оптимизированные биосовместимые материалы для имплантации», полученного в 2018 году.

Майкл Свэйн – ученый с мировым именем, профессор Сиднейского университета. Общее число публикаций в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection, – 641, индекс Хирша – 73. Область его научных интересов – материаловедение, биоматериалы, стоматологические материалы, керамика. С января 2018 года профессор Свэйн возглавил лабораторию механики биосовместимых материалов ДГТУ, которая была создана для реализации мегагранта Правительства РФ на научные исследования под руководством ведущих ученых.

Дата публикации: 17.06.2020 17:18