Вектор развития пищевой промышленности направлен на создание безопасных и качественных продуктов питания. Республика Карелия является лидером среди других регионов России по объему пресноводного садкового выращивания радужной форели. Этот вид рыб имеет признанную пищевую ценность благодаря высокому содержанию белка и эссенциальных жирных кислот. Однако форель очень чувствительна к условиям выращивания, в частности, к температурному и кислородному режиму, а также к стресс-факторам различной природы (инфекционным агентам, антропогенным воздействиям).

Ученые Института биологии Карельского научного центра РАН исследуют способы повышения продуктивности форелевых хозяйств Северо-Западного региона России. Проект поддержан Российским научным фондом. Путь повышения устойчивости рыб к внешним факторам с помощью обогащения кормов активными веществами природного происхождения – одно из актуальных и перспективных направлений отрасли. Биодобавки способны изменять пищевое поведение рыб, стимулировать аппетит, увеличивать эффективность усвоения пищи, тем самым увеличивая прирост, действовать на иммунную систему организма, снижая подверженность бактериальным и паразитарным заболеваниям.

Коллектив участников проекта под руководством старшего научного сотрудника лаборатории экологической биохимии Надежды Канцеровой изучает влияние дигидрокверцетина на рост и физиологическое состояние радужной форели. Дигидрокверцетин – биофлавоноид, мощнейший антиоксидант, экстрагируется из отходов заготовки лиственницы, в связи с чем его производство является экологичным решением утилизации отходов лесозаготовки.

Эффективность биодобавки для стимуляции естественных защитных сил организма радужной форели подтвердили в садковых и аквариальных экспериментах. Вопреки ожиданиям, не была отмечена способность биодобавки к стимуляции ростовых процессов у форели. Кормовая добавка показала свою эффективность в ситуациях, когда рыба подвергалась действию повышенных и пониженных температур, зимовального голодания, бактериальной и паразитарной инфекции.

Белковый и липидный состав пищевой продукции (филе), полученной из форели, выращенной с использованием биодобавки, оказался более сбалансированным, обладал меньшей калорийностью и высоким содержанием фосфолипидов, обогащенных жирными кислотами.

По словам ученых, показанием к практическому применению дигидрокверцетина может служить профилактика заболеваемости и повышение устойчивости рыб в условиях искусственного выращивания при воздействии различных стресс-факторов.

Результаты исследования были опубликованы в журналах International Aquatic Research, Data in Brief, FEBS Open Bio, Биоорганическая химия, Прикладная биохимия и микробиология и других.

Дата публикации: 01.09.2020 13:13